Главная » ПСИХОЛОГИЯ » Мойдодыр, или кому обучать ребенка гигиене.

Мойдодыр, или кому обучать ребенка гигиене.

Здравствуйте, дорогой читатель этой статьи. Суть статьи – в названии.

Я периодически в своей работе и повседневной жизни сталкиваюсь с темой того, что человек, который не дружит с гигиеной и опрятностью, может испытывать проблемы как на работе, так и в личной жизни.

Как же предупредить эту проблему, будучи родителем маленького ребенка. Франсуаза Дольто (главный представитель школы французского психоанализа) периодически повторяет в своих книгах о том, что вопросами гигиены должен заниматься отец. Она обуславливает это тем, что отец в принципе отвечает за интеграцию и выстраивание внутренних границ и обязательств ребенка. И одним из таких обязательств является гигиена.

Пример такой интеграции хорошо показан в стихотворении «Мойдодыр», где главный герой – чумазый мальчик, — уклоняется от обязательства в форме соблюдения гигиенических норм.

Если Мойдодыр представляет собой фигуру отца, как символ наличия границ и обязательств, необходимых для собственного физического и психического здоровья и стабильности, то папа Крокодил напротив – репрезентирует собой одновременно и возмущенного отца, и враждебный социум. И в обоих случаях разносимая мальчиком грязь и вонь является грубым нарушением границ как отца, так и социума в целом. Фактически можно сказать, что в стихотворении разыгрывается амбивалентный конфликт, где либидинозные и деструктивные тенденции представлены Мойдодыром и Крокодилом.

Одновременно с этим я предположу, что разыгрывается конфликт и между Сверх-Я (Мойдодыр) и бессознательным (Крокодил), где Сверх-Я в его здоровом проявлении (интегрирующее границы, а не исключительно критикующее и преследующее) учит юное и незрелое Я (репрезнтированное мальчиком) взаимодействовать с архаичными бессознательными деструктивными тенденциями (оральный страх быть поглощенным и анальный страх быть раздавленным, цит. «А не то как проглочу, растопчу и проглочу»).

Пуская фантазию в свободный полет, я сделаю смелое предположение о том, что возможно через интеграцию границ, в т.ч. гигиенических норм, в принципе только и возможно нормальное объединение амбивалентных влечений (влечения жизни и влечения смерти, любви и ненависти, либидинозных и деструктивных тенденций), которое позволяет человеку взаимодействовать с социумом и близкими, не нарушая их границ и не позволяя нарушать свои. Это только гипотеза конечно.

Такая вот вышла статья. Может кому-нибудь зайдет. Спасибо за внимание.

П.с. – я пару раз здесь жестко критиковал статьи некоторых психологов, так что кому статья не зашла, отрывайтесь, комменты открыты.

Источник

Оставить комментарий