Главная » ПСИХОЛОГИЯ » Про предпринимательскую жилку у детей и подростков: можно ли детям зарабатывать деньги

Про предпринимательскую жилку у детей и подростков: можно ли детям зарабатывать деньги

Покупавший в этом клондайке примеров, я для себя открыла следующее:

1. Есть примеры собственные и своих детей.

Собственные примеры про советский и ранний пост-советский период.
Примеры собственных детей после 2000 годов.

2. Никто из детей в примерах не ставил своих родителей в известность о том, что они собираются что-то организовать, продать, заработать деньги.

Дети просто это делали и все.

3. У родителей было 3 вида реакций на бизнес детей:

* так нельзя!

В 90% случаев это как раз советский период.
Здесь была самая разная аргументация.

— Это же наша бабушка для тебя старалась.

Бабушка испекла пирожка, а предприимчивая внучка их решила продать. Бабушка обиделась, хотя пирожки разлетелись как горячие пирожки и люди были в восторге от них:) И можно было сделать семейный бизнес.

Поэтому своим родным продавать неловко. Поэтому делаются огромные скидки для близких. Поэтому сложно сделать семейный бизнес.

— наши люди на машине в булоШную не ездят!

То есть мы не торгаши какие-нибудь.

В ранние 90гг начал увеличиваться разрыв между «мы не торгаши!» и «надо кормить семью, поеду в Турцию за барахлом!»

В институте одна из моих сокурсниц работала в макдональсе. Она об этом почти никому не говорила, потому что считала, что ее будут высмеивать. И она оказалась права. Я присутствовала при том, как ее высмеяла другая сокурсница, узнав о работе в маке. Это не престижно, это низко и тд, и тд.

А сейчас многие из тех, кто не может назвать цену своей услуги, своему времени , несут в том числе и программу «мы не торгаши!», поэтому умрем бедные, но гордые.

— великий коммунизм!

То есть продавать и наживаться нельзя. Можно только делиться и бесплатно.

Обращали внимание, что сложно назвать цену, когда обращаются свои? И так же сложно отказать и направить к другому специалисту, потому что там точно будет платно?

— социальный лифт

А как же учеба? Сначала выучись!
На курсах повышения квалификации я часто вижу людей, которые учатся годами, но свою практику не создают. Потому что сначала выучись!

А где критерии этого «выучись», как понять, что уже выучился?

И как потом прийти к тому, что в наше время принимается другая программа «учиться на протяжении всей жизни»

— ты что же круче нас???

Родители могут не выдерживать того, что МОЖНО Ребенку. Можно реализовывать идеи, можно получать деньги, можно получать даже больше, чем родители.

Родители могут высмеивать ребенка и его действия.
«да что ты там заработал-то , копейки, га-га-га».

— у детей должно быть детство.

Получается, что родитель решает за ребенка, какое детство у ребенка должно быть. Возможно, это потому, что родитель хочет прожить свое детство еще раз и таким, какого у него не было. А прожить можно только через ребенка.

Зарабатывать же деньги и вообще иметь дело с деньгами считается уделом взрослых, то есть детство закончилось.

Когда я рассказываю, что наша с мужем дочь в своем двухлетнем возрасте уже вовсю знакомится с деньгами, с ними играет, иногда расплачивается (я даю карту или купюру, чтобы она дала кассиру) , встречаюсь с недоумением, удивлением и подобным мнением.

* замереть

Родители не знают, что делать, как реагировать. Они замирают и ждут, обдумывая, спрашивая советы у других людей и тд.

Они не знают, как реагировать на смелость ребенка, на его предприимчивость, на легкий подъем ( придумал и тут же реализовал без многолетней рефлексии), на количество денег ( многие дети в примерах в 9 лет заработали за неделю больше, чем родитель за месяца), на легкую смену деятельности ( сначала девочка разрисовывала камни и продавала, а потом ей это надоело, и она стала сидеть с детьми соседей)

* восхититься, гордиться, поддержать

Таких оооочень мало, прямо очень-очень. Больше всех в первой категории «запретить!» и во второй.

Искреннего восхищения катастрофически мало, и оно приходится на родителей, которые родились либо в конце времени СССР, либо уже 90 гг.

Здесь хочу подчеркнуть, что среди тех, кто запрещает, не только советские родители, но и так же рожденные в 80-90 гг.

Среди сотен реакций очень мало реакций из третьего пункта и буквально 2-3 родителя предложили своим детям помощь в управлении деньгами, то есть повышение финансовой грамотности.

 
4. у детей свои реакции на заработанные деньги:

* отдать все маме!

В описанных примерах я увидела :

— дорогая мама, я принес деньги, тебе должно быть полегче, тогда дай мне больше любви

 — дорогая мама, ты не справляешься, и на тебя нельзя опереться. У тебя повышенная тревожность, и мне тоже становится страшно. Вот тебе деньги, пусть тебе будет не так страшно, и тогда мне будет не так страшно.

 — дорогая мама, я решил потихоньку брать на себя родительскую роль по отношению к тебе, я больше не ребенок. Вот тебе деньги на карманные расходы.

Таких примеров, кстати, весьма много.

 * накупить конфет

Тоже немало детей, которые, заработав что-то, сразу спускают на мелкие и одномоментные цели типа конфеты, жвачки, чипсы, лизуны и и тд.

Как это похоже на то, что делают взрослые: получают зарплату и тут же спускают. Ни накопления на образование/пенсию/здоровье/крупные долгосрочные цели, ни вложений, ни чего-то еще.

То есть заработать могут, а вот грамотно распорядиться, удержать, вложить с пользой уже нет.

* использовать деньги с умом

Таких опять же очень-очень мало, но примеры воодушевляют.

Ребенок или сам ставит цель и копит на нее. Или спрашивает совета у родителя, как ему управлять деньгами, чтобы получить вот это и вон то.

Интересно, что родители таких детей не всегда сами финансово грамотны, как они сами признаются.

Например, одна мама сказала, что она впервые видит, как можно заработать столько денег и так грамотно их распределить (часть в развитие своего дело, часть отложить на интересный курс, которые не могут оплатить родители, часть на покупку дорогостоящей техники для себя). И что она начала учиться финансовой грамотности у своего сына, увидев, как он вдумчиво распорядился своими деньгами.

Моя же история такова:

— в пионерском лагере нас заставили работать, собирать ивовые ветки для лосей. Обещали заплатить, но не заплатили. Я помню это чувство злости, которую нельзя выражать, по поводу ненавистной работы. Не хочешь работать, но идешь.

А потом чувство злости и бессилия, что денег не получили. Взрослые распилили деньги, полученные за детский труд.

Подобная история, когда я работала в подростковом периоде в трудовом лагере, и деньги выплатили. Но маме, и мама распорядилась ими сама, без обсуждения со мной.

Программы:
— даже если работу ненавидишь, все равно работай
— высказывать недовольство начальством и менять работу нельзя
— деньги все равно не получишь, за тебя все решат

Прорабатывала, да:) Как думаете, сколько людей в нашей стране с такими же программами, судя по тому, что делает наше правительство?

— В 14 лет я захотела поучаствовать в создании семейного дела, у меня были мысли и идеи. Но мама сказала, что нечего детям здесь делать, сначала учиться и выучиться.

Надо ли говорить, что она потом очень удивлялась, что многие из ее знакомых студентов вовсю подрабатывали, а у меня был ступор и в институте я только училась? 🙂

Прорабатывая все эти программы и истории у себя, я наблюдала, как это у других, и пока прихожу к мнению, что здесь нужна средне- и долгосрочная терапия. Наскоком все-таки вопрос денег, финансовой грамотности не решишь.

Но через какое-то время терапии видишь качественные и достаточно большие скачки в развитии как мышления, так и прихода денег/материальных ценностей

 Мне интересно, а какие у вас истории из детства про деньги и зарабатывание денег? Делали ли с этим что-то или пока так оставили? Как это влияет на вашу жизнь, на ваши деньги?

Источник

Оставить комментарий